Жить позитивно! часть 2

Позитивное представление о человеке

Каждый человек уникален в своей индивидуальности и, в то же время, у всех людей есть нечто схожее. Основным подходом в позитивной психотерапии является вера в то, что каждый человек является по своей сути хорошим. Это означает, что в каждый человек обладает множеством способностей. Они заложены в нем с самого рождения как семена в плодах, и могут быть развиты в процессе воспитания. Что же за способности заложены в нас? Позитивная психотерапия исходит из того, что каждый человек, без исключения, независимо от его возраста и рода деятельности,от природы обладает двумя основными способностями: способностью к познанию и способностью к любви. Способность в познанию выражается в вопросах: «почему…?», в умении обучаться и обучать других. С другой стороны, у каждого есть способность любить, способность проявлять свое отношение ко всем людям.

Может такое случиться, что в семье, в которой мы выросли, одни способности особенно подчеркивались, другие развивались меньше и, в итоге, сформировались в определенные нормы и способы поведения. Эти способы поведения составляют характер человека. У разных людей способности развиты неодинаково и в повседневных общениях с другими людьми играют важную роль. По-разному развитые способности являются основой для возникновения недоразумений и конфликтов. Например, один человек сверхпунктуальный, а для другого опоздания на 30-40 минут являются нормой. Можно только догадываться, что будет чувствовать человек, пришедший на встречу вовремя, и как это повлияет на их взаимоотношения. Или же один человек привык, чтобы каждая вещь лежала на своем месте, а другой в условиях творческого беспорядка чувствует себя как рыба в воде. Скорее всего, конфликты в таких условиях будут неизбежны.

Позитивный подход предполагает ответ на два основных вопроса: — Что общего у всех людей? — Чем они отличаются?

Можно видеть в человеке лишь его недостатки и акцентировать на них свое внимание. Это неизбежно приведет к проблемам в отношениях. А можно исходить из того, что у человека есть множество способностей, которые, однако, скрылись как солнце за облаками. Способности как солнце: облака закрывают его, но оно все равно есть. Поэтому важно не цепляться за привычные шаблонные оценки конфликтов, а стараться их позитивно переосмыслить, увидеть их в ином свете. В жизни каждого человека существуют сложные ситуации, но вместе с тем каждому человеку присущи способности преодолеть их, способность конструктивно решать возникающие вопросы, способность использовать трудности для переосмысления своей жизни. Следующая история дает наглядное представление, что такое «позитивный подход».

Человек длительное время стоит на одной ноге. Через некоторое время мышцы перегруженной ноги начинает сводить судорога. Он едва удерживает равновесие. Уже болит не только нога, но и все тело. Боль становится нестерпимой, человек взывает о помощи. Окружающие пытаются всячески помочь ему. Один массирует больную ногу. Другой берется за сведенный судорогой затылок и тоже массирует его по всем правилам искусства. Третий, видя, что человек вот-вот потеряет равновесие, предлагает ему свою руку для опоры. Стоящие вокруг советуют опираться руками, чтобы было легче стоять. А один мудрый старик предлагает подумать о том, что человек, стоящий на одной ноге, может считать себя вполне счастливым по сравнению с теми, у кого вообще нет ног. Находится и такой доброжелатель, который заклинает нашего героя вообразить себя пружиной, и чем сильнее он на этом сосредоточится, тем скорее кончатся его страдания. Некий серьезный, рассудительный старец благосклонно изрекает: «Утро вечера мудренее». Наконец, появляется еще один, подходит к бедняге и спрашивает: «Почему ты стоишь на одной ноге? Выпрями другую ногу и встань на нее. У тебя же есть вторая нога».

Итак, мы исходим из способностей человека. Практически это выглядит так: мы ставим вопрос о том, какое значение имеет проблема для человека, и стараемся с помощью ответа на этот вопрос выявить тот потенциал, который заложен в самой проблеме. Это дает возможность наряду с переживаниями, заботами, которые доставляет проблема, увидеть еще и менее традиционные для понимания аспекты: новый смысл и позитивные стороны ситуации. К примеру, общепринятое отношение к таким проявлениям, как лень, страх, депрессия рассматривает их как явление негативное. Страх ассоциируется с трусостью, неспособностью находиться в трудных ситуациях. Лень воспринимается как недостаток трудолюбия и слабость характера. Депрессия рассматривается как чувство глубокой подавленности при преимущественно пассивном поведении. Если же мы рассмотрим позитивные стороны этих проявлений, то сможем увидеть, что страх – это способность избегать угрожающих ситуаций, способность предусмотреть опасность. Лень – это способность отказаться от явно завышенных потребностей, а также способность избегать достижений в своей жизни. Депрессия – это умение глубоко эмоционально реагировать на конфликты.

Таким образом, мы можем позитивно интерпретировать любое поведение, любую проблему или заболевание. С какой целью мы это делаем? Целью является смена точки зрения, и в результате человек имеет более дистанцированное отношение к своей проблеме. Появляется возможность увидеть и использовать новые альтернативные решения. Здесь речь идет о переоценке старых стереотипов и концепций. Дело не в том, чтобы отказаться от своей точки зрения, проверенной во многих жизненных ситуациях. С изменением позиции связано нечто другое: на привычные известные ситуации, оказывается, можно посмотреть под другим углом зрения, который придаст им другой храрктер, так что иногда изменение позиции по сути дела может и быть решением проблемы.

Угроза

У муллы украли осла. Разгневанный потерпевший бегает по базару и кричит во всю глотку: «Тот, кто украл моего осла, должен немедленно его привести». Возмущенный, с покрасневшим лицом и вздувшимися жилами на шее мулла продолжает вопить прерывающимся голосом: «Если мне немедленно не вернут осла, произойдет нечто ужасное, я сделаю то, чего я не должен делать». Толпа любопытных заметно напугана этими словами, и вдруг неожиданно осел оказывается около муллы, хотя никто не видел, кто его привел. Тем не менее, все рады, что дело так благополучно закончилось. Но тут один солидный человек спрашивает муллу: «Скажи мне, что бы ты сделал, чего тебе нельзя делать, если бы тебе немедленно не вернули осла?» Тогда мулла ответил: «Что бы я сделал? Я купил бы себе другого осла. Но теперь ты скажи мне: разве это было бы разумно при моем тощем кошельке?»

(продолжение следует)

Если вас заинтересовала программа, оставь онлайн запрос и с вами свяжется наш менеджер для более детальной консультации.


 Я согласен на обработку моих персональных данных