«Можно иметь свою точку зрения, но не следует на нее садиться»
В течение жизни мы сталкиваемся с различными ситуациями, и наше реагирование на них происходит в соответствии с нашими представлениями о том, что является нормой в тех или иных случаях. Это значит «как я умею действовать в определенных ситуациях?» При этом мы имеем определенную картинку о норме, подкрепленную определенной установкой. Жизненныепринципы направляют наше поведение.
«Установка — элемент мировоззрения, который помогает личности быть уверенным в том, что происходит, в своих знаниях, в своих оценках реальной действительности. Эти убеждения направляют поведение. Убеждения основаны на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, их анализе и оценке. Убеждение — это осмысленное принятие решений. Практически никогда оно не бывает без анализа».
Для понимания поведения человека важно понять, что стоит за таким реагированием, на какие концепции опирается человек. Понять так называемые базовые эмоциональные установки. Базовые — означает, что они в самой глубине нашего сознания, в самой «базе». Это означает, что мы их получили, благодаря родительским отношениям еще в детстве. Формирование концепций происходит в семье: носителями этих концепций являются родители, братья и сестры, бабушки и дедушки или люди, взявшие на себя их функции.
На какие отношения влияют наши установки?
«Я» — отношение к себе, самооценка.Отношение к себе формируется в детстве. Образ «Я+» или «Я-» является следствием того, как удовлетворялись потребности ребенка, причем потребности как физические (выживание, безопасность), так и эмоциональные (в понимании чувств, желаний, в признании). Я думаю, что, независимо от возраста человека, самооценка имеет отношение исключительно к состоянию Внутреннего Ребенка.
«Ты» — отношение к противоположному полу. Большое значение здесь имеет то, как родители относились друг к другу, были ли они разведены, как семья воспринималась самим человеком, когда он был ребенком. По образу семьи, вынесенному из детства, формируется собственная семья и отношения в ней.
«Мы» — отношение к другим людям. Ребенок любознателен и стремится расширить контакты вокруг себя. Наблюдая, как другие члены семьи строят свои отношения с внешним миром, ребенок учится общаться с дальними родственниками, чужими людьми, другими семьями. Таким образом, родители дают образец внешних контактов своим отношением к друзьям, коллегам, другим людям.
«Пра-мы» — отношение к религии, к миру. Каждая семья, несмотря на свои особенности, сама не вырабатывает собственных правил. Они связаны с правилами, порядками и законами, которые ей предлагаются общественностью, политическими и религиозными нормами данного времени. Каждое общество имеет собственные ценности и принципы так же, как и каждая семья. У каждого человека от природы есть потребность в любые времена придерживаться основ какой-либо идеологии. Выбор идеологии человека во многом зависит от мировоззрения его родителей.
Выводы, сделанные в детстве, влияют на наше реагирование и поведение.Менять поведение, не изменив убеждение, бесполезно. Это не дает желаемого результата.
Путник
Воднойперсидскойисториирассказываетсяопутнике,которыйсвеликимтрудомбрел,казалось,побесконечной дороге.Онвесьбылобвешанвсякимипредметами.Тяжелыймешокспескомвиселунегозаспиной,туловищеобвивалтолстыйбурдюксводой,авкаждойрукеоннеспо камню.Вокругшеинастаройистрепаннойверевкеболталсястарыймельничныйжернов.Ржавыецепи,закоторыеон волокпопыльнойдорогетяжелыегири,обвивалисьвокруг егоног.Наголове,балансируя,онудерживалнаполовину гнилуютыкву.Состонамионпродвигалсяшагзашагом вперед,звеняцепями,оплакиваясвоюгорькуюсудьбуижалуясьнасмертельнуюусталость.
Впалящуюполуденнуюжаруемуповстречалсякрестьянин.«О,усталыйпутник,зачемтынагрузилсебяэтимиобломкамискал?»—спросилон.«Действительно,глупо,—ответилпутник,—ноядосихпорихнезамечал».Сказавэто,ондалекоотшвырнулкамниисразупочувствовалоблегчение.Вскореемуповстречалсядругойкрестьянин.«Скажи,усталыйпутник,зачемтымучаешьсясгнилойтыквойнаголовеитащишьзасобойнацепитакиетяжелыежелезные гири?»—поинтересовалсяон.«Яоченьрад,чтотыобратил наэтомоевнимание.Яинезнал,чтоутруждаюсебяэтим».Сбросивссебяцепи,оншвырнултыквувпридорожнуюканавутак,чтоонаразвалиласьначасти.Ивновьпочувствовалоблегчение.Ночемдальшеоншел,темсильнеестрадал.Крестьянин,возвращавшийсясполя,судивлениемпосмотрелнапутника:«О,усталыйпутник,почемутынесешь заспинойпесоквмешке,когда,посмотри,там,вдалитак многопеска.Изачемтебетакойбольшойбурдюксводой— можноподумать,чтотызадумалпройтивсюпустыню Кавир!Аведьрядомстобойтечетчистаярека,котораяи дальшебудетсопровождатьтебявпути!»—«Спасибо,добрыйчеловек,толькотеперьязаметил,чтотащуссобой».С этимисловамипутникоткрылбурдюк,итухлаяводавылиласьнапесок.Задумавшись,онстоялисмотрелназаходящеесолнце.Последниесолнечныелучипослалиемупросветление:онвдругувиделтяжелыймельничныйжернову себянашееипонял,чтоиз-занегошелсгорбившись.Путникотвязалжерновишвырнулеговрекутакдалеко,как толькосмог.Свободныйотобременявшихеготяжестейон продолжалсвойпутьввечернейпрохладе,надеясьнайти постоялыйдвор.
Наше развитие и то, как мы себя чувствуем в жизни, связано с восприятием. Свои базовые (глубинные) образы важно осознавать.
Часто люди не видят или не чувствуют многих моментов, которые их отягощают. Главной задачей многие считают устало брести вперед по унылой дороге жизни, кажущейся бесконечной. Только люди, встречающиеся на пути, могут увидеть этот балласт другими, открытыми глазами. Часто происходит так, что тяжести суммируются по мере продвижения вперед. Появляется только усталость и безнадежность. Люди часто внушают что-то себе и окружающим и поэтому не замечают вещей, которые на них давят. Как было бы замечательно, если бы люди всегда могли взаимно помогать друг другу!
Однако даже желание помочь, подсказать не всегда может дать ожидаемый эффект. Иногда случается так, что вместо благодарности человек замыкается в себе и старается отдалиться. Почему? Потому что сфера наших верований, наших взглядов является очень личной. Любое неосторожное обращение с нашими внутренними ценностями вызывает болезненные чувства. В таких ситуациях лучше обратиться за помощью к специалисту.Тут очень уместна профессиональная поддержка, ведь именно профессионал владеет стратегией основных положений индивидуальной и семейной терапии, а также стратегией самопомощи. О том, что собой представляют эти стратегии, и пойдет речь в следующей статье.
(продолжение следует)